Газета Кондопожского муниципального района
Издается с 22 октября 1932 года

Среда
27 апреля 2016

Опросы

Вход для пользователей






  [?]


Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться
Баннер 3: Баннер 3

Дизайн студия:

kivah:

Новости

Дата создания03.07.2015, 09:08 КатегорияОбразование | ВсеВсе новости

Советы логопеда родителям будущих первоклассников


 Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Школа - это новый этап в жизни ребенка. К обучению в первом классе его необходимо готовить. Всё важно: внимание, память, мелкая моторика рук... Но главное, чтобы дети семилетнего возраста четко произносили звуки, грамотно составляли фразы, владели развернутой речью, способностью внятно излагать свои мысли, имели богатый словарный запас и необходимый объем знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения.


Доказано, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития и возможностями овладения грамотой. Нарушения при письме - результат недоразвития устной речи ребенка. Причины этих нарушений связаны с недостаточной сформированностью фонематического слуха и с проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов языка. То есть ребенок не только плохо произносит те или иные звуки, но и слабо их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между ними.

Пройдет немного времени, и ваш ребенок станет первоклассником. Как помочь ему подготовиться к школе? Как предупредить возможные трудности в обучении чтению и письму?

При подготовке к школе научите ребенка элементарному звуковому анализу. Необходимо, чтобы он умел:

- определять на слух границы предложений в небольшом рассказе;


- различать в предложении отдельные слова;

- различать в словах отдельные звуки;


- разделять звуки на гласные и согласные, а среди согласных - мягкие и твердые, глухие и звонкие.


Как самим научить ребенка звуковому анализу?


1. Начните с небольших предложений (например: «Кошка спит. Дети играют. Мама готовит ужин» и пр.). Посчитайте вместе, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, последнее, какие слова можно добавить. Сочиняйте предложения по картинкам и тоже считайте слова. Называя количество слов, сделайте «ошибку». Когда ребенок заметит, что вы неправы, скажите, что были невнимательны и ошиблись. Похвалите за то, что он оказался более внимательным. Используйте сначала предложения без предлогов.

2. Расскажите, что слова состоят из звуков. Со звуками речи можно играть. Например:


- называть слова, начинающиеся на один и тот же звук;


- называть первый и последний звук в словах;


- назвать слово по звукам (м, у, х, а - муха; с, о, н - сон и т.д.);


- превращать одно слово в другое (например, в слове "нос" поменять местами первый и последний звуки, в слове "муха" заменить третий звук на звук "к" и т.д.);


- выложить слово фишками (количество фишек равно количеству звуков).


Главное, надо помнить, что называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША - это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом звуки (ЭС, О, КА), мы получим непонятное звукосочетание, а не предполагаемое слово СОК.


3. Далее - собирание слов из звуков. Вы называете ребенку слова по звукам, а он вам - слово целиком: «м, а, к», «н, о, с» и т.п. Слова для такой игры должны быть короткими, не включающими букв Е, Ё, Ю, Я (ёлка, заяц, юла и т.п.). Не делайте ошибок - называйте ЗВУКИ, а не буквы: «к, о, нь» - конь, «ль, э, с» - лес, «ль, э, ф» - лев, «а, н, а» - она. Проще всего на первых порах использовать слова, в которых написание и произношение расходятся минимально.

Что сложнее всего для школьников в 1-м классе? Обучение письму. Поэтому очень важно подготовить кисть руки ребенка к разнообразным движениям, т. е. развивать тонкую моторику.


Упражнения для подготовки руки к письму:

1. Разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот.


2. Постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки.


3. Постучать каждым пальцем по столу под счет - один, один-два, один-два-три.


4. Расставить на листе бумаги точки на различном расстоянии друг от друга.


5. Проводить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.


6. Рисовать геометрические фигуры (овалы, круги, полукруги).


7. Рисовать разноцветные квадраты (круги) - один в другом, от большого до точки; цветки с лепестками, флажки, дома, столы, стулья. Рисунки должны быть небольшими, чтобы их выполнение требовало движений пальцев.


8. Выполнять штриховки, лепку и т.п. 

Продолжительность любого занятия не должна превышать 10 - 15 минут.

Е. Деришева, 
учитель-логопед 1-й категории МБДОУ № 15 детсада «Солнышко».

На снимке вверху: автор с выпускницей детсада № 15 Ариной Вторыгиной.  Выпускники логопедической подготовительной группы № 6 МБДОУ № 15 детского сада «Солнышко» в полной мере усвоили учебную программу, показали хорошую динамику развития всех сторон речи, поэтому готовы к обучению в первом классе. Всем родителям регулярно и в доступной форме давались рекомендации, консультации по всем вопросам. Очень жаль было расставаться с ребятами! Надеюсь, что им будет интересно и легко учиться в школе. Желаю успехов нашим выпускникам и всем будущим первоклассникам!

Фото предоставлено автором.


Комментарии пользователей


Добавить комментарий | Последний комментарий

Видеоблог


Архив


Новые комментарии


Погода


Кондопога